Прошедший ковидный год стал стрессовым фактором, заставившим предпринимателей менять модели своего бизнеса. Кто-то вынужденно менял логистические цепочки, кто-то искал новые рынки сбыта, кто-то - новую нишу для работы. Одним из популярных направлений для развития бизнеса стал выход на международные рынки через маркетплейсы. Однако, как выяснилось на практике, самостоятельная торговля с зарубежными партнёрами часто ставила предпринимателей в неловкое положение. О самых распространенных ошибках предпринимателей и способах, как их можно избежать, рассказывают эксперты «Таможенной карты»
1. Неполный пакет документов
Начиная работать с зарубежными поставщиками, бизнесмены оставляют без должного внимания процесс своевременного и полного оформления документов по поставке товара, сосредоточившись лишь на экономической стороне вопроса.
Один из таких грустных примеров произошел с предпринимателем, обратившимся в «Таможенную карту». Он заказал крупную партию оборудования по привлекательной цене, все вопросы доставки груза до клиента взял на себя иностранный продавец. Контрагент исполнил все, о чем договорились, товар был на складе нашего героя, но позже выяснилось, что на полученный груз не было никаких документов на ввоз. Получилось, что он был ввезен нелегально, как итог - убыток в десятки тысяч долларов.
По словам руководителя управления по сопровождению ВЭД «Таможенной карты» Александра Кононова, изначально важно не только договориться о самой доставке груза, просчитать всю логистику и экономическую выгоду от товара, но и иметь гарантии надлежащего оформления груза со стороны Поставщика, выполнения им всех необходимых формальностей. «Это необходимо сделать, даже если это повлечёт для предпринимателя дополнительные расходы. В помощь начинающим участникам ВЭД – специалисты «Таможенной карты», которые подскажут, как правильно оформить и на что обратить внимание при планировании поставки», - отмечает он.
2. Отсутствие разрешительных документов на товар
В зависимости от наименования и кода ТН ВЭД, товар может подлежать подтверждению соответствия, а предприниматели об этом не знают.
Вот вам наглядный пример из практики специалистов «Таможенной карты». Предприниматель через одну из платформ маркетплейса занимался продажей кожгалантереи, поставляемой из Турции. При декларировании очередной партии, таможенные органы запросили у него сертификаты соответствия на товар.
В описанном случае предприниматель просто не знал о требованиях сертификации, порядке сертификации для ввозимых товаров, проведения экспертизы образцов товара. Убытки могли составить немалую сумму, но с этой проблемой клиент вовремя обратился к экспертам «Таможенной карты».
3. Опасные формулировки в платежных документах.
При работе в сфере внешнеэкономической деятельности важно соблюдать установленные формы документов, принятые сокращения и формулировки в платежных и транспортных документах.
Проблемы могут возникнуть, например, при оплате товара, когда основание платежа заполнено неверно.
Так, ошибки при оформлении платёжных документов могут послужить основанием для проверки компании в рамках валютного контроля.
Александр Кононов объясняет, что на начальном этапе справиться с этими сложностями можно с помощью опыта и рекомендаций компетентных партнеров.
Проблемы у начинающего предпринимателя могут возникнуть и когда участники процесса используют профессиональный сленг. Здесь бизнесмену придется либо набираться опыта, либо сразу обратиться за рекомендациями к профессиональным партнерам.
Экосистема для МСБ, работающих в ВЭД
К сожалению, существуют ситуации, когда представители малого и среднего бизнеса отказывались совсем, либо не решались начать ведение внешнеэкономической деятельности из-за недостатка информации. Такие результаты были представлены в исследовании, проведённом в 2020 году Таможенной картой.
Как рассказала Директор Дирекции продуктов и технологий «Таможенной карты» Юлия Пирогова, в рамках исследования респондентам задавали вопрос, что им мешает начать работу на международном рынке. Чаще всего участники опроса жаловались на отсутствие единого источника информации, где бы ко всему прочему общедоступным языком рассказывали все тонкости процесса, а также разъясняли законодательные требования и риски подобной работы. Ещё одна преграда - отсутствие удобной и понятной программы, в которой предприниматель мог бы самостоятельно оформить поставку и дополнительно получить помощь специалистов.
«Мы хотим помочь бизнесу восполнить этот пробел. Поэтому в системе тамо мы собрали все, что связано с международными поставками», - рассказала Юлия Пирогова.
Новая система позволяет быстро изучить требования законодательства, а также риски каждого из этапов и получить рекомендации по урегулированию проблемных моментов. «В системе есть кейсы, термины, справочники, образцы документов и подсказки», - продолжила перечислять руководитель дирекции. Также в тамо бизнесмен может потренироваться в оформлении первой поставки, а затем самостоятельно приступить к оформлению следующих. Помощь профильных специалистов будет оказана на любом этапе процесса.
Фактически сервис тамо - это среда для предпринимателей, изучающих ВЭД. При этом она словно живой организм - постоянно развивается и расширяется.
По словам Юлии Пироговой, сервис призван помочь в формате единого окна оформить всю международную сделку с первого и до последнего моментов целиком, а также до реальных действий поможет смоделировать ситуацию и просчитать возможные риски. «Самое главное, сервис позволяет сформировать у предпринимателя понимание процесса и предложить удобные инструменты. Даже если он в последующем не сам будет оформлять все документы, знание нюансов позволит избежать неприятных ситуаций и снизить риски, а значит - экономить деньги. Наша цель сделать так, чтобы международная торговля стала понятной для бизнеса», - добавила Пирогова.
Кстати, в перспективе «Таможенная карта» предполагает добавить в тамо ряд дополнительных сервисов: заказ и расчет логистики, продукты поручительства, расширение интеграции с информационными системами госорганов, проверку контрагентов, сервисы для физических лиц и многое другое.